7 любопытных фактов о самой загадочной организации в мире: секреты масонского братства
Содержание:
«Остров людоедов»
Первые случаи каннибализма на Назинском острове произошли уже на десятые сутки пребывания там репрессированных. Черту переступили находившиеся среди них уголовники. Привычные выживать в суровых условиях, они сколачивали банды, которые терроризировали остальных.
Государственный исторический музей Южного Урала/russiainphoto.ru
Жители близлежащей деревни стали невольными свидетелями творившегося на острове кошмара. Одна крестьянка, которой в ту пору исполнилось всего тринадцать лет, ]]>вспоминала]]>, как одну красивую юную девушку обхаживал один из охранников: «Когда он ушел, люди схватили девушку, привязали ее к дереву и зарезали, съев все что смогли. Они были голодны и хотели есть. По всему острову можно было увидеть, как человеческое мясо рвут, режут и развешивают на деревьях. Поляны были завалены трупами».
«Я выбирал таких, которые уже не живые, но еще и не мертвые», — ]]>показал ]]>позже в ходе допросов обвиненный в каннибализме некий Углов: «Видно же, что доходит, через день-два все равно дуба даст. Так ему ж легче умереть будет… Сейчас, сразу, не мучиться еще два-три дня».
Другая жительница деревни Назино Феофила Былина ]]>вспоминала]]>: «На квартиру к нам попадали высланные. Однажды побывала у нас и старушка со Смерть–Острова. Ее везли этапом… Я увидела, что у старушки на ногах срезаны икры. На мой вопрос она ответила: «Это мне на Смерть–Острове отрезали и зажарили». Вся мякоть на икрах была срезана. Ноги от этого мерзли, и женщина обертывала их тряпками. Она самостоятельно двигалась. Выглядела старухой, но в действительности ей было 40 с небольшим лет».
Александр Родченко/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Спустя месяц изголодавшиеся, больные и измучившиеся люди, перебивающиеся редкими крошечными продовольственными пайками, были эвакуированы с острова. Однако бедствия для них на этом не закончились. Они продолжали умирать в неподготовленных холодных и сырых бараках сибирских спецпоселений, получая там скудное пропитание. В общей сложности за все время долгого путешествия из шести тысяч человек в живых осталось чуть более двух тысяч.
Всех без разбора
Все началось с возрождения в Советском Союзе паспортной системы, отмененной после революции 1917 года. Руководство большевиков намеренно отказалось тогда от паспортов как средства контроля за передвижениями населения внутри страны. Считалось, что советский человек может жить и работать, где посчитает необходимым.
Аркадий Шайхет/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
На деле же получилось, что массы крестьян, испытав на себе все тяготы советской экономической политики (борьба с зажиточным крестьянством и частной собственностью, создание коллективных хозяйств и т.д.), потянулись в города в поисках лучшей жизни. Это в свою очередь создало там острый дефицит свободной недвижимости, столь необходимой для размещения главной опоры власти — пролетариата.
Именно рабочие стали основной массой населения, которой с конца 1932 года начали активно выдавать паспорта. Крестьянство (за редким исключением) на них право не имело (вплоть до 1974 года!).
Вместе с введением паспортной системы в крупных городах страны проводилась зачистка от «нелегалов», не имевших документов, а следовательно и права там находиться. Кроме крестьян задерживали всякого рода «антисоветские» и «деклассированные элементы». К ним принадлежали спекулянты, бродяги, нищие, попрошайки, проститутки, бывшие священники и другие категории населения, не занятые в общественно полезном труде. Их собственность (если таковая имелась) реквизировалась, а сами они отправлялись в специальные поселения в Сибирь, где могли бы трудиться на благо государства.
МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Руководство страны полагало, что убивает тем самым двух зайцев. С одной стороны, очищает города от чужеродных и враждебных элементов, с другой — заселяет почти безлюдную Сибирь.
Сотрудники милиции и службы государственной безопасности ОГПУ столь рьяно вели паспортные облавы, что, не церемонясь, задерживали на улице даже тех, кто получил паспорта, но в момент проверки не имел их на руках. В числе «нарушителей» мог быть студент, направлявшийся в гости к родственникам, или водитель автобуса, вышедший из дома за сигаретами. Арестовали даже начальника одного из отделений московской милиции и обоих сыновей прокурора города Томска. Отцу удалось их быстро вызволить, но далеко не у всех взятых по ошибке нашлись высокопоставленные родственники.
Тщательных проверок «нарушителям паспортного режима» не устраивали. Практически сразу их признавали виновными и готовили к отправке на трудовые поселения на восток страны. Особый трагизм ситуации добавлял тот факт, что вместе с ними в Сибирь отправляли и уголовников-рецидивистов, подлежащих депортации в связи с разгрузкой мест заключения в европейской части СССР.
Наследники аббата Баррюэля
Современные теории заговора повторяют многие положения книги Баррюэля и высказывания антисемитов XIX и XX веков.
Например, читаем в книге экономиста и публициста Олега Платонова «Россия под властью масонов», вышедшей в издательстве «Русский вестник» в 2000 году: «Масонство во всех его проявлениях – тайное преступное сообщество, преследующее цель достижения мирового господства на началах иудаистского учения об избранном народе. Русская Православная Церковь всегда осуждала масонство, справедливо считая его проявлением сатанизма. <…> Масонство всегда было злейшим врагом человечества, тем более опасным, что пыталось свою тайную преступную деятельность прикрывать завесой лживых рассуждений о самосовершенствовании и благотворительности. <…> Масонское влияние было одним из главных факторов во всех войнах, революциях и великих потрясениях XVIII–XX веков».
В своей книге Платонов утверждает: «Обычный масонский ритуал в наше время отходит на второй план. Большая часть “масонской работы” осуществляется уже не в традиционных масонских ложах, а в различных закрытых организациях масонского типа».
К этим организациям автор относит в том числе и ПЕН-клуб, международную правозащитную организацию, объединяющую писателей, поэтов и журналистов.
Публицист делает множество крайне смелых заявлений. Как и аббат Баррюэль в конце XVIII века, он смешивает множество понятий в единый образ заговорщика. Платонов соединяет понятие «масонской ложи» с расплывчатыми определениями «закрытых организаций масонского типа» и «мировой закулисы» и утверждает, что российских масонов финансирует ЦРУ.
Также он заявляет, что масоны стоят за обвальным падением рубля в 1994 году («Черный вторник») и несколькими войнами конца ХХ века.
При этом Платонов не приводит доказательств своих утверждений. В списке литературы, использованной при подготовке книги, всего 21 источник, из них 15 – публикации в СМИ. Также в списке знаменитая книга Нины Берберовой «Люди и ложи», написанная для широкого круга читателей, и всего два документа из архивов.
Один из оставшихся источников озаглавлен так: «Материалы специальных аналитических разработок (по данным внутренней масонской информации)». Платонов не приводит ни автора, ни выходных данных «специальных аналитических разработок».
На такие «неназванные источники» автор ссылается неоднократно. Книга претендует на высокий уровень анализа сложнейших политических проблем, но при этом не использует в качестве источника ни одной научной работы.
Ежегодно в России и за рубежом выходят сотни книг о теориях заговора, построенных по той же схеме: вольное смешение понятий, не подкрепленные фактами громкие заявления, отсутствие научной базы.
От легенды к истории
Историки масонства сходятся во мнении, что легенда о Хираме – чисто символическое повествование, и истоки масонства следует искать гораздо позже. Обычно началом масонства считают средневековые братства каменщиков, что согласуется и с названием общества (англ. freemasons и франц. franc-maçons означают «вольные каменщики»).
В Средние века каменщики объединялись вокруг больших строек. Например, многие соборы строились столетиями, и работники компактно селились неподалеку от площадки. Считается, что само слово «ложа», которым сейчас называются масонские объединения, происходит от английского lodge: так называли помещения, где хранились инструменты.
Со временем объединения строителей приобрели цеховую организацию. Появились строгие правила, которые регулировали прием новых членов в братство, разрешение конфликтов между братьями, порядок оплаты работ и выплаты компенсаций при несчастных случаях на стройке.
Как и другие средневековые профессиональные объединения, цехи материально поддерживали братьев, попавших в трудную ситуацию.
С окончанием масштабного строительства соборов, к XVII–XVIII векам, объединения каменщиков постепенно пришли в упадок. В Англии в братства все чаще вступали те, кто не имел отношения к строительству, их называли «сторонними каменщиками». Это были богатые и просвещенные люди.
В середине XVII века в ложу вступил антиквар Элиас Эшмол – его коллекция легла в основу старейшего общедоступного музея Великобритании. В конце столетия масоном стал король Англии Вильгельм III Оранский.
Историки предполагают, что именно «сторонние каменщики» решили создать новые просветительские общества в «оболочке» существующих братств каменщиков, чтобы не привлекать лишнего внимания властей.
Политическая обстановка в Англии в конце XVII века была неспокойной, в 1688 году произошел очередной государственный переворот, названный Славной революцией. При нестабильности в обществе собрания любого рода вызывают подозрения, поэтому братства строителей могли стать камуфляжем для встреч просвещенных и обеспеченных «сторонних каменщиков».
От средневековых строителей масоны унаследовали многие свои символы. Знаменитые циркуль и наугольник обозначают обучение, умение проводить границы и распознавать истину. Белый фартук ученика символизирует высокие этические стандарты, которыми должен руководствоваться масон.
Современную историю масонства отсчитывают с 24 июня 1717 года. Тогда представители четырех лондонских лож собрались в таверне «Гусь и вертел» и приняли решение создать объединенную Великую ложу Лондона и Вестминстера.
Малые ложи продолжали работать, как прежде, но начиная с 1717 года их участники проводили ежегодные совместные собрания, где обменивались опытом. Эту схему повторяет и современное масонство – у масонов нет центральной управляющей организации.
Несколько масонских лож на определенной территории объединяются в Великую ложу. При этом такая лидирующая организация не может существовать сама по себе, ее обязательно должны признать другие Великие ложи.
Таким образом ложи оказываются связаны международными отношениями, во многом похожими на дипломатические. Каждая ложа может проводить собственные ритуалы и по-своему толковать масонские символы.
Как возник миф о масонах-заговорщиках?
Секретный характер масонских лож и их широкие международные связи с самого начала вызывали подозрения властей. Запрещать деятельность лож начали еще в середине XVIII века.
В Голландии масонские собрания запретили в 1735 году, в Швеции – в 1738-м, в Цюрихе – в 1740-м. Несколько булл и энциклик римских пап посвящены осуждению масонов как опасной секты, первый такой документ вышел в 1738 году.
Критика в адрес масонов усилилась после Великой французской революции. В 1797 году вышла книга аббата Огюстена Баррюэля «Памятные записки к истории якобинства».
Автор утверждал, что к революции привел «тройной заговор». В нем, по мнению Баррюэля, участвовали три группы возмутителей спокойствия.
Первых он называл «софистами безбожия» – это были философы-атеисты эпохи Просвещения. Вторые, «софисты возмущения», – основоположники либерализма Жан Жак Руссо и Шарль Луи Монтескьё, выступавшие за естественную свободу личности, разделение властей и равенство перед законом. Интересно, что и Руссо, и Монтескьё были масонами. Третьи, «софисты безначалия», – это масоны и баварские иллюминаты, призывавшие, по словам Баррюэля, к полному упразднению государств во имя всемирного братства людей.
Баррюэль считал, что «софисты» не только стремились насаждать атеистические взгляды и идеи равенства, но и хотели со временем разрушить все формы политической и общественной организации, следующие моральным принципам католической церкви.
С точки зрения автора «Памятных записок…», они были «режиссерами» революции, создав систему, которая привела к свержению монархии.
Тройная структура заговора укладывалась в формулу «свобода, равенство и братство» – Баррюэль считал, что в этих словах и заключается тайное знание масонов.
Аббат утверждал: сама структура тайных обществ, состоящих из отдельных лож, помогает сохранять заговор в секрете. Свой вывод он иллюстрировал историей баварских иллюминатов — философско-мистического объединения последней трети XVIII века.
Иллюминаты действительно призывали к радикальным политическим реформам. Образовалось это объединение в 1776 году независимо от масонства, но с начала 1780-х иллюминаты стали вступать в масонские ложи, чтобы использовать их популярность для распространения своих идей. В 1785-м деятельность баварских иллюминатов официально запретили.
«Запрещение иллюминатов баварскими властями в 1785 г. и публикация секретных документов ордена, попавших в руки полиции, вызвали настоящую панику как среди самих масонов, внезапно узнавших, что их пытались сделать орудиями в опасной игре, так и среди их традиционных противников», – пишет российский историк и литературовед Андрей Зорин.
Несмотря на запрещение деятельности баварских иллюминатов, Баррюэль считал, что существует множество других «ячеек» общества, которые втайне продолжают работу и намерены полностью разрушить политическую систему Европы.
Европейцы были напуганы революцией и последовавшими войнами, и многие горячо поддержали теорию аббата Баррюэля.
«Памятные записки…» обсуждали в крупнейших политических и литературных журналах, а спустя два года после публикации книгу перевели на английский, и вплоть до ХХ века регулярно переиздавали.
Спустя год после выхода «Памятных записок…» британский физик Джон Робинсон выпустил труд под названием «Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы», повторяющий большинство заявлений Баррюэля. Обе книги вызвали мощную волну обсуждений и подражаний.
И Баррюэль, и Робинсон не старались разграничить информацию о масонах, иллюминатах и других тайных обществах. Чем популярнее становились книги, тем отчетливее вырисовывался единый образ заговорщика, в котором слились все отрицательные черты.
Поскольку масонство было самым старым и известным течением и имело представительства во многих странах Европы, этот образ в сознании европейцев прочно связался именно с масонством.
Еще одно явление, которое повлияло на репутацию масонов – антисемитизм. Масоны в своих ритуалах и обсуждениях часто обращались не только к ветхозаветной символике, но и к истории и символике каббалы, мистического течения в иудаизме.
Поэтому массовое сознание связало между собой иудеев и масонов. Так исторически сложившееся негативное отношение к иудеям отчасти отразилось и на масонстве.
Легенда о масонах
Когда же появилось масонство? Сами масоны возводят историю своего общества к незапамятным временам – строительству храма Соломона.
Согласно легендам, строители храма образовали братство для взаимной поддержки и передачи знаний об архитектуре. С библейской эпохой связаны основные мифологические сюжеты масонства, например, легенда о смерти мастера Хирама.
Согласно преданию, Хирам руководил строительством храма Соломона. При нем работников разделили на три разряда – учеников, подмастерьев и мастеров. Труд оплачивался в зависимости от того, к какому разряду принадлежал работник. Мастера, разумеется, получали больше всех.
Для каждой «ступени» Хирам разработал особые знаки и пароли: когда наставало время получать оплату за работу, строитель с их помощью подтверждал, что относится к одному из разрядов. Это и привело к смерти Хирама: однажды трое рабочих решили силой выпытать у него пароль, по которому оплату получали мастера.
Согласно другой распространенной версии, учеников не интересовали деньги – они хотели выведать тайну архитектурной и мировой гармонии, которой владел лишь великий мастер Хирам.
Каковы бы ни были причины, когда архитектор отказался выдать тайну, рабочие убили его и похоронили в лесу. На могиле убийцы оставили ветку акации, которая пустила в землю корни – так другие братья-строители узнали, где похоронен Хирам.
В этой легенде «зашифрованы» основные принципы масонства.
Братья делятся на учеников, подмастерьев и мастеров – каждая степень отражает, насколько полноценно участник вовлечен в жизнь братства
Масоны обмениваются знаниями между собой, при этом сохранение тайны знания принципиально важно
Члены общества проводят ритуалы и находятся в поиске смысла масонских символов. Например, ветвь акации символизирует и возрождение после смерти, и чистоту, и святость.
Размышление над символами – важный путь продвижения по иерархии степеней: открывая новые трактовки, ученик становится подмастерьем, а в дальнейшем – мастером.
Важно, что у масонов нет единых догматов, поэтому толкования символов могут заметно отличаться. Также легенда о Хираме легла в основу ритуала посвящения масона в степень мастера
Кто боится масонов?
«Я верю в существование тайного мирового правительства», – заявили 45% участников опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Опрошенные подтвердили: по их мнению, некая организация или группа лиц контролирует действия властей многих государств и оказывает влияние на мировую политику.
Многие участники опроса не просто убеждены в этом, но и способны назвать тех, кто входит в организацию. Самые популярные варианты – политики, олигархи и масоны.
Во многом интерес и даже страх по отношению к тайным обществам подогревают СМИ. Материалы о масонах в российских СМИ появляются часто и вызывают у аудитории неизменный интерес.
Например, выпуск программы телеканала РЕН ТВ «Странное дело» о тайных обществах собрал более миллиона просмотров на YouTube. При этом другие выпуски передачи куда менее популярны: так, программу о путешествиях во времени посмотрели около 300 000 раз.
Заявления, которые звучат в передаче о тайных обществах, крайне провокационны. Один из экспертов программы, например, говорит: «Все мировые войны устроены масонами, тут нет никаких сомнений».
Во влияние масонов на политическую обстановку верят не только в России. Например, в период предвыборной гонки 2012 года во Франции два крупнейших еженедельных журнала посвятили тайному обществу несколько статей.
Издание L’Express вынесло на обложку заголовок «Масоны: как они манипулируют кандидатами», еженедельник Le Point откликнулся статьей «Масоны – нарушители границ».
Тема вызвала живой интерес: обычно в розницу удается продать около 73 000 экземпляров журнала L’Express, но статья о масонах помогла продать 80 000 копий. Сейчас автор статьи Франсуа Кох ведет на сайте еженедельника отдельный блог, посвященный масонству.
Сам Кох говорит: «Эта тема никогда не перестает интересовать читателей
Тайна – вот что привлекает внимание»
Материалы о масонах стабильно вызывают интерес, а провокационные выводы лишь усиливают его. Издания постоянно конкурируют за аудиторию, поэтому отказываться от такого надежного способа привлечь читателей невыгодно.
Традиционные СМИ переживают сложный период: часть их потенциальной аудитории уходит в Интернет, так что редакции и дальше будут обращаться к теме масонства как к надежному источнику читательского внимания.
Засекреченная трагедия
Никто бы за пределами района так и не узнал бы о случившейся трагедии, если бы не инициатива инструктора Нарымского окружного комитета партии Василия Величко. Он был направлен в одно из трудовых спецпоселений в июле 1933 года, чтобы сделать репортаж о том, как успешно перевоспитывают «деклассированные элементы», но вместо этого полностью погрузился в исследование произошедшего.
Свой подробный отчет, основанный на свидетельствах десятков выживших, Величко отправил в Кремль, где тот вызвал бурную реакцию. Прибывшая в Назино специальная комиссия провела тщательное расследование, обнаружив на острове 31 массовое захоронение с 50-70 трупами в каждом.
Архивное фото
Больше 80 спецпоселенцев и охранников были привлечены к суду. 23 из них приговорили к высшей мере наказания за «мародерство и избиение», 11 человек были расстреляны за каннибализм.
После окончания следствия обстоятельства дела засекретили, как и отчет Василия Величко. Его сняли с должности инструктора, но никаких дальнейших санкций в его отношении больше не предпринималось. Став военными корреспондентом, он прошел всю Вторую мировую войну и создал несколько романов о социалистических преобразованиях в Сибири, однако про «остров смерти» написать так никогда и не решился.
Широкая общественность узнала о Назинской трагедии лишь в конце 1980-х годов, накануне распада Советского Союза.